Непростая ситуация на рынке Дорожно-строительной техники

Непростая ситуация на рынке Дорожно-строительной техники

27.11.2019|Новости заводов

Бульдозером, по "ножкам Буша" и "утке по-пекински".

Все мы помним период, когда на рынок попали «Ножки Буша». Безобидный, на первый взгляд продукт, призванный утолить голод обывателя, превратился в убийцу отечественного птицеводства.  Много лет потребовалось нашим производителям, чтобы возродить отрасль. Сейчас же прилавки ломятся от предложений различного уровня, качества и цены. Сколько голосов звучало, что сами мы не сможем, нам это не нужно, выгодней купить у «профессиональных» производителей «оттуда».

Почему я это вспомнил? Да потому, что сейчас на рынке отечественного машиностроения наблюдается похожая картина. Сперва отрасль подверглась разрушению и разграблению, оставив совсем небольшие части от былого величия. Качество потихоньку ухудшалось, и продукция уже не могла выдерживать конкуренции с пришедшими на рынок «зубрами» в производстве бульдозеров, экскаваторов, кранов и т.п. техники. Часть производителей из огромных заводов превратилась в местечковых или региональных игроков, кто-то совсем прекратил существование и, лишь немногие, продолжили кое-как выживать, занимая бюджетные ниши. На рынке появились и компании занимающиеся восстановлением старых, порой не отвечающим нормам безопасности машин под видом, когда-то именитых брендов. Что не могло не нанести имиджевого урона добросовестным производителям.  Свято место пусто не бывает. Природа не терпит пустоты. И на рынке, помимо именитых производителей из Японии, США и Европы стал усиливаться, доселе не считавшимся достойным игроком, Китай. Нет техника из Поднебесной и раньше была представлена на рынке, но конкурировала слабо, пока не окрепла и не была поддержана китайским государством, представив грамотную политику сбыта. И момент, когда надо было отказаться от политики: «Зачем делать самим, когда можно купить дешевле» был упущен. Рынок, некогда всецело принадлежавший отечественному производителю, стремительно был поделен между западными — сейчас примерно 45 процентов и китайскими компаниями - 35%. Только сейчас наши компании достигли уровня 20%. 20 процентов, при былой мощи и объёмах! Китай динамично развивающаяся страна и мощности производителей дорожно-строительной техники только растут. В таких условиях, ослабленным за долгие годы неравной конкуренции, отечественным предприятиям приходится и придётся не сладко. Демпинг цен может окончательно погубить отечественных производителей. А это помимо рабочих мест, количество которых за эти годы заметно сохранилось, полной потери кадрового потенциала, невозможности самим обеспечивать даже минимальные потребности страны, в конце концов, полная зависимость от иностранных производителей. Ряд моно городов совсем остался без работы и будущего. Перспектива вырисовывается без радужная.

«Ножки Буша» на рынке дорожно-строительной техники торчат отовсюду не скрываясь. Ситуация один в один как тогда с птицеводством. Цены, производители из Китая, держат низкие, благо возможности и запас прочности позволяют. А это может окончательно убить отрасль производства дорожно-строительной техники в России. Казалось бы, осталось сложить руки и ждать конца. Но ряд предприятий,  не смотря не на что, сумел продержаться и наладить современное конкурентоспособное производство. Работа была титаническая, но риск всё утратить сейчас огромен.

К счастью, наконец то, реальность угрозы была оценена и начали приниматься меры к защите отечественного производителя. Внедрение программ субсидирования производителей и покупателей отечественной техники Министерством промышленности и торговли должно внести вклад в расширение рынка и улучшения производства российской техники. Была ограничена и запрещена закупка для государственных и муниципальных нужд некоторых видов промышленной техники. Льготный лизинг и кредитование должны помочь и поддержать отечественного производителя. И результат не заставил себя ждать. Однако этого, мягко говоря, не достаточно. На каждое действие находится противодействие. И производители из поднебесной находят пути обхода заградительных мер, что не может не тревожить российских производителей. Да и госзакупки обходятся тем, что привлекаемые муниципалитетами или гос органами подрядные организации, не ограничены закупками только отечественной техники.

Думаю, услышу, ставшими привычными, возгласы, что техника наша плохая, не качественная, не может конкурировать с «мастерами с запада и востока». Зачастую производители контрафакта и восстановленной техники создали такой имидж. Форум кишмя кишат такими рассуждениями. Сделано в России, для многих, превратилось в синоним некачественного. И по инерции такой подход до сих пор находит своих приверженцев. Во многом такую позицию подогревают и конкуренты.

Сейчас отечественные предприятия порой уже не уступают в качестве иностранным аналогам, а в некоторых позициях и превосходят. Дешевизна давно уже не является фактором выбора в пользу той или иной техники и, российские предприятия модернизируют производство, вводят инновации, добавляют функционал и повышают надёжность. Например бульдозеры и трубоукладчики завода "ДСТ-Урал" используют современную гидростатическую трансмиссию, до применения которой не дошли ещё многие именитые производители. Автомобильные краны «Челябинец» «Ивановец», «Клинцы», «Галичанин» активно используются не только на отечественном рынке, но и поставляются на экспорт. Прицепы, полуприцепы, тралы и цистерны ряда отечественных заводов, давно уже выпускаются на высоком мировом уровне качества. И этот список можно продолжать, но рано почивать на лаврах. Важно развиваться, совершенствоваться и выдавать не старые советские наработки, а современный и качественный продукт. Потому что ситуация ещё очень и очень нестабильна. И весы могут качнуться и в ту и в другую сторону.   

Но поговорка «против лома нет приёма если нет другого лома» работает и в сфере производства спецтехники. Сложно противостоять в одиночку таким крупным и сильным игрокам этого рынка. Только совместными усилиями государства по поддержке и компаний по улучшению качества и предложения можно добиться подъёма отрасли и возвращения рынка.


Ещё новости